Моя дача "ЖУРАВИНКА - САД"

Дата обновлений                                  21.11.2018

САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

 

(полезно знать)

 

Вопросы организации и деятельности садоводческих товариществ  в период становления нового законодательства о земле и собственности приобретают значимость общегосударственных. Это определяется рядом факторов.  

 Во-первых, коллективное садоводство предполагает выращивание плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур. Садоводы содержат на участках сельскохозяйственных и  декоративных животных, занимаются пчеловодством. Как известно, экономическая доступность продовольствия определяется не только возможностями его производства в крупных сельскохозяйственных организациях, но и возможностями сельского населения производить его для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, а городского – на садово-огородных участках.  

 Во-вторых, коллективное садоводство  помогает укреплению семей, оно способствует созданию условий для отдыха и досуга садоводов и членов их семей.

 В-третьих, занятие садоводством воспитывает детей, прививает им трудовые навыки, любовь к природе; оно содействует удовлетворению и иных потребностей садоводов.  

  

 Конституция Республики Беларусь в статье 21 предусматривает обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь в качестве высшей цели государства. Одновременно Основной Закон закрепляет важное положение о том, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, интересами национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.  

 Конституционной является и норма, устанавливающая гарантию государства для каждого гражданина права собственности и содействие ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В силу ст. 44 Конституции Республики Беларусь неприкосновенность собственности, право на ее наследование охраняются законом.  

 Как свидетельствует практика,  право частной собственности на садовые земельные участки находится в стадии становления, еще немало граждан не оформили свои права на садовые земельные участки, что сдерживает и развитие коллективного садоводства, главным образом, рынка такой недвижимости, в том числе и свободную продажу.  

 Ряд садоводческих товариществ оказались включенными в городскую черту, что не могло не сказаться на их правовом положении в земельной и имущественной областях.  

  

 Члены садоводческих товариществ владеют и  пользуются садовыми участками на различных правовых основаниях, имеет место и не оформленное членство наследников, разведенных супругов, других садоводов. Все эти моменты пока не нашли адекватного оформления нормами права.  

 Следует указать, что в  Республике Беларусь на протяжении длительного периода вопросы организации и деятельности садоводческих товариществ надлежаще  не регламентировались. Садоводческие товарищества не были отнесены ни к одной из известных организационно-правовых форм юридических лиц. В гражданском праве деятельность таких юридических лиц рассматривалась в качестве одного из нетипичных институтов. Не относились они и к числу кооперативов. На всем пространстве бывшего СССР, куда входа и БССР,  только в Эстонской ССР формой организации коллективного садоводства легально являлись садоводческие кооперативы.  

 Основным нормативным правовым актом, который регулировал коллективное садоводство, являлся Типовой устав садоводческого товарищества. Такой устав разрабатывался и утверждался постановлением Правительства по согласованию с соответствующим Республиканским Советом профсоюзов. Всего в Республике Беларусь было шесть таких документов. Последний из них был утвержден постановлением Совета Министров БССР  и Белсовпрофа от 30 января 1989 года № 55. Этот документ был принят в период, когда перестройка экономических отношений и закрепляющего ее законодательства были только в самом начале. Частная собственность на землю еще не разрешалась, одновременно фактически не допускались сделки с садовыми, дачными земельными участками, отсутствовал их оборот. Все это не способствовало развитию коллективного садоводства, гарантированности и защите прав и законных интересов членов садоводческих товариществ и членов их семей.  

 Вопросы необходимости совершенствования законодательства, касающегося садоводческих товариществ, дважды являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Беларусь. Так, в 2000 году этот орган изучал на основании ст. 40 Конституции Республики Беларусь обращения граждан – членов садоводческих товариществ – о распоряжении ими земельными участками, находящимися в частной собственности. На основании глубокого анализа законодательства и практики им было принято Решение от 26 апреля 2000 г. № Р-97 2000 «О необходимости совершенствования земельного законодательства, касающегося прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков». Конституционный Суд указал на необходимость совершенствования законодательства о земле, а также скорейшего принятия нового Типового устава садоводческого товарищества.  

  

 В этом Решении Конституционный Суд предложил Совету Министров Республики Беларусь ускорить принятие нового Типового устава садоводческого товарищества, основывающегося на новом гражданском и земельном законодательстве, и при необходимости внести компетентным органам государственной власти предложения, предусматривающие более полную законодательную защиту прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков.  

 Однако новый Типовой устав так и не был принят, что вызывало немало дополнительных проблем в деятельности садоводческих товариществ.  

 Второй раз Конституционный Суд в 2001 году рассматривал обращения Совета Ассоциации садоводческих товариществ (кооперативов) «Сад» Минской области, отдельных садоводческих товариществ в части правового регулирования их организации и деятельности, а также государственной регистрации и перерегистрации.  

 В обращениях указывалось, что отдельные исполнительные комитеты рекомендовали садоводческим товариществам провести их реорганизацию в форме преобразования в потребительские кооперативы, ссылаясь при этом на требования Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования", согласно которому некоммерческие организации обязаны до 1 июля 2001 г. привести свои учредительные документы в соответствие с этим Декретом, ГК Республики Беларусь и иным законодательством.  

 Проанализировав нормы гражданского и земельного законодательства, относящиеся к вопросам организации и деятельности садоводческих товариществ, прав и обязанностей их членов, Типовой устав садоводческого товарищества (1989 г. – прим. автора), правоприменительную практику, Конституционный Суд пришел к выводу о необходимости дальнейшего усовершенствования правовых основ коллективного садоводства. Он признал  не противоречащим нормам ГК Республики Беларусь существование садоводческих товариществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций. В Решении от 27 февраля 2001 года № Р – 108 2001 «О некоторых вопросах, касающихся правового статуса садоводческих товариществ». Конституционный Суд не исключил права садоводческих товариществ преобразовываться в садоводческие кооперативы.   

 Согласно данному Решению садоводческие товарищества обязывались внести в свои уставы изменения и дополнения, вытекающие из нового гражданского и земельного законодательства. По мнению этого органа, взимание платы за регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы садоводческих товариществ, если они не преобразуются в садоводческие кооперативы, не имеет правовой основы.  

 

 Совету Министров Республики Беларусь было предложено в соответствии с требованиями ГК Республики Беларусь и Кодекса земле (статья 75) обеспечить в рамках своей компетенции надлежащее регулирование вопросов, связанных с организацией и деятельностью садоводческих товариществ, и при необходимости внести соответствующим органам государственной власти предложения, предусматривающие более полную законодательную защиту прав членов садоводческих товариществ.  

 Нерешенность многих правовых вопросов коллективного садоводства, разрыв законодательства о садоводческих товариществах и ГК Республики Беларусь 1998 года, отставание законодательства о коллективном садоводстве от Кодека Республики Беларусь о земле 1999 года и иных нормативных правовых актов вызывали серьезные проблемы и трудности практического порядка в деятельности садоводческих товариществ, не способствовали укреплению законности и правопорядка в этой сфере,  обусловливали наличие многочисленных споров членов садоводческих товариществ.  

 Именно поэтому в целях совершенствования правового регулирования деятельности садоводческих товариществ и обеспечения прав граждан был принят Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. N 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ № 50 или Указ). Этим Указом утверждено Положение о садоводческом товариществе, а также намечен комплекс мер правового порядка по улучшению правовой регламентации коллективного садоводства.  

 Для коллективов садоводов в соответствии с Указом № 50 был сохранен ряд льгот. Так, в частности, установлено, что плата за открытие и обслуживание банками текущих (расчетных) банковских счетов садоводческих товариществ, взимается в размере, предусмотренном для физических лиц. Садоводческие товарищества, кроме того, по-прежнему могут вести учет доходов и расходов в упрощенном порядке. Он установлен Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь. Такие субъекты освобождаются от представления государственной статистической отчетности и являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не предусмотрено законодательными актами.  

 В целях улучшения дела охраны окружающей среды установлено, что садоводы самостоятельно утверждают в соответствии с законодательством схемы обращения с образующимися в садоводческих товариществах отходами. Им предоставлено право самостоятельно заключать договоры на оказание услуг по удалению этих отходов с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.  

  

 Садоводческие товарищества и иные организации, созданные для ведения коллективного садоводства до вступления в силу Указа № 50, обязаны привести свои уставы в соответствие с выше названным нормативным правовым актом. Они  также обязаны представить документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, в регистрирующие органы, а также осуществить мероприятия, предусмотренные Указом, в соответствии с ним выполнить иные требования.  

 Указом определено, что в случае невыполнения установленных им требований, виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности в порядке, установленном законодательными актами.  

 Граждане, которым до вступления в силу Указа № 50 были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства, а также граждане, которые приобрели такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным не противоречащим законодательству способом, не являющиеся членами садоводческих товариществ и (или) не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на эти земельные участки, обязаны до 1 января 2012 года обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для государственной регистрации своих прав на земельные участки и вступить в члены действующих садоводческих товариществ либо создать садоводческие товарищества. Невыполнение этого требования является основанием для изъятия указанных земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.  

  Указом № 50 (п.5) установлено, что взыскание садоводческим товариществом задолженности по взносам и пене производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов либо других должностных лиц, имеющих право совершать такое нотариальное действие.  

 В пункте шестом Указа № 50 определен новый порядок контроля за деятельностью всех без исключения садоводческих товариществ. Теперь как контроль, так и оказание правовой помощи садоводческим товариществам осуществляют в соответствии со своей компетенцией местные исполнительные комитеты, на территории которых расположены садоводческие товарищества, и другие государственные органы.  

 Садоводам должна оказываться всемерная помощь в ведении коллективного садоводства. В этой связи Указом № 50 Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами, Минским  горисполкомом поручено принять меры по  созданию транспортной, торговой и иной необходимой инфраструктуры в местах расположения нескольких (трех и более) садоводческих товариществ; а также обеспечению сохранности имущества членов садоводческих товариществ, оказывая им помощь в организации при садоводческих товариществах добровольных дружин и пунктов охраны общественного порядка.  

  

 Кроме того, местным исполнительным комитетам поручено обеспечить постоянное информирование граждан о свободных (незанятых) земельных участках, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся на территории садоводческих товариществ. Перечни таких участков должны размещаться на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет, а также иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.  

 В настоящее время вопросы организации и деятельности садоводческих товариществ регламентированы, кроме вышеназванного Указа № 50, рядом нормативных правовых актов. Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением садовыми домиками и земельными участками, находящимися в собственности граждан, регулируются ГК Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле 2008 г., рядом других нормативных правовых актов.  

 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50» утверждены Типовые правила внутреннего распорядка садоводческого товарищества (далее – Типовые правила), а также форма членской книжки члена садоводческого товарищества. Данное постановление, и, следовательно, Типовые правила, вступили в силу с 7 августа 2009 года.    

     В действующем законодательстве установлено, что садоводческое товарищество – это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов товарищества.  

 Садоводческие товарищества в силу нынешнего законодательства отнесены к числу потребительских кооперативов. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст. 116 ГК Республики Беларусь).  

 Товарищество:  

 является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;  

 имеет печать с его полным наименованием на русском и (или) белорусском языках;  

 имеет право объединяться в ассоциации (союзы);  

 не несет ответственности по обязательствам членов товарищества.  

 Члены товарищества несут субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества в пределах не внесенной ими части дополнительных взносов.  

 Понесенные товариществом при осуществлении его деятельности убытки покрываются за счет дополнительных взносов членов товарищества в соответствии с решением общего собрания членов товарищества либо собрания уполномоченных членов товарищества.  

 Как и любое другое юридическое лицо, садоводческое товарищество включается в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он представляет собой общегосударственную систему учета и идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предназначенную для обеспечения полной и достоверной информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных в Республике Беларусь, для ведения иных государственных регистров (реестров), содержащих сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.  

  

 Регистр содержит сведения о руководителе организации (если такие сведения имеются), а также о постановке на учет в налоговом органе, органе государственной статистики, органе Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в обособленном подразделении Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» и снятии с такого учета.  

 Такой регистр ведется в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с порядком, установленным Министерством юстиции.  

 Он предполагает взаимодействие с регистрирующими органами, которые в соответствии с их компетенцией обеспечивают формирование Единого регистра в части вопросов государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц, изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы.  

 Юридическим лицам при вводе сведений в Единый регистр присваивается регистрационный номер. Он является основным идентификатором юридического лица, обязательным для использования ими при правоотношениях с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также государственными органами и иными организациями. Регистрационный номер указывается в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица. Он является неизменным, принадлежит юридическому лицу до ликвидации, прекращения деятельности и после ликвидации этого юридического лица и не может быть повторно присвоен другому юридическому лицу.  

 Следует помнить, что сведения, содержащиеся в Едином регистре, являются открытыми и доступными для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, банковскую и коммерческую тайну.  

 По своим целям и задачам садоводческое товарищество имеет определенные черты сходства с дачно-строительными кооперативами (ДСК). По этой причине нередко садовый участок называют в обиходе дачей. Вместе с тем данные организации имеют и существенные различия.  

 Дачно-строительный кооператив учреждается с целью удовлетворения потребностей членов кооператива дачными помещениями путем возведения дачных строений на собственные средства кооператива, а также последующей эксплуатации и управления этими дачами. Главное же в деятельности садоводческого товарищества — организация коллективного сада, использование земельных участков для выращивания фруктов, ягод, овощей, другой сельскохозяйственной продукции. ДСК, как правило, осуществляют строительство дач в виде дачных поселков в пригородных зонах крупных городов. Садоводческие товарищества как вид загородных поселений пока юридически не оформлены. При вхождении в городскую черту такие земли, хотя и подчиняются правовому режиму земель городских поселений, однако сохраняют в значительной мере свою специфику, обусловленную их правовым статусом.  

  

 Цели и задачи садоводческого товарищества более широки и разнообразны, чем ДСК, что обусловливает иное содержание их правосубъектности, более широкие права и обязанности как юридического лица.  

 Подчеркнем, что индивидуальное садоводство, как и индивидуальное дачное строительство, в настоящее время законодательством не предусмотрены, поэтому не предусмотрен и порядок предоставления земельных участков для этих целей. Однако на территории садоводческого товарищества могут находиться земельные участки, принадлежащие гражданам, не включенным в состав его членов.  

 Земельные участки для ведения коллективного садоводства предоставляются по решению районных исполнительных комитетов.  

 Земли, предоставляемые для ведения коллективного садоводства, состоят из двух составных частей. Это:  

 - земельные участки общего пользования, предоставленные садоводческому товариществу на праве  постоянного пользования или аренды (ст. 15, 17 Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.);  

   - земельные участки, предоставленные членам садоводческого товарищества, являющимся гражданами Республики Беларусь, — в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду и земельные участки, предоставленные иностранным гражданам и лицам без гражданства,  – в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду (ст. 12, 14, 17 Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.).  

 Таким образом, садоводческое товарищество как юридическое лицо является самостоятельным субъектом прав на землю при ведении коллективного садоводства, наряду с каждым его членом, получившим садовый участок в установленном порядке.  

 Хотя земли садоводов находятся в составе земель садоводческого товарищества, товариществу не предоставлено права предоставлять или изымать у членов товарищества садовые участки.  

 Подчеркнем, что земельные участки для коллективного садоводства предоставляются без проведения аукциона. Вопрос о предоставлении земельных участков для данных целей решается при создании потребительского кооператива (путем подачи заявления о подтверждении возможности размещения кооператива и предполагаемом месте размещения земельных участков) до его государственной регистрации, которая, как и предоставление земельного участка, осуществляется районным исполкомом.  

 Государственная регистрация товарищества осуществляется районным исполнительным комитетом по месту нахождения земельных участков, предоставляемых для ведения коллективного садоводства. До обращения за государственной регистрацией учредители товарищества обязаны обратиться в районный исполнительный комитет за подтверждением возможности размещения товарищества на территории района и предполагаемом месте такого размещения. Копия документа, предоставляемого районным исполнительным комитетом, представляется в регистрирующий орган.  

 Для садоводческого товарищества как юридического лица применяется упрощенный порядок предоставления земельного участка – без предварительного согласования места его размещения. Причем, без предварительного согласования предоставляются земельные участки гражданам для коллективного садоводства, дачного строительства независимо от того, будет ли осуществляться на таком участке строительство садового домика или дачи или нет.  

 Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства садоводу, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества  (ст. 36 Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 г.).  

 Члены товарищества вправе осуществлять строительство и реконструкцию садового домика и других строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, в соответствии с проектом организации  и застройки территории товарищества с соблюдением требований пожарной безопасности, санитарных норм и правил, строительных норм, законодательства об охране и использовании земель.  

 Разрешается возводить отапливаемый или не отапливаемый садовый домик, а также строения (отдельно стоящие или пристроенные) для содержания мелких сельскохозяйственных животных и птицы, хранения хозяйственного инвентаря и других нужд, с соблюдением санитарных требований: расстояние отдельно стоящего садового домика от границ смежного земельного участка должно составлять не менее трех метров, хозяйственные строения и сооружения следует размещать на расстоянии не менее одного метра от границ смежного земельного участка с отнесением в глубину земельного участка. Расстояние между садовыми домиками, расположенными на смежных земельных участках, должно составлять не менее шести метров. Хозяйственные сооружения для содержания мелких сельскохозяйственных животных без гидроизоляции фундамента должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от садовых домиков, 20 метров от шахтных колодцев и 50 метров ниже по потоку грунтовых вод от колодцев и каптажей грунтовых вод.  

 При переходе земельного участка к новому садоводу предоставления участка не требуется. Так, лицо, к которому перешло право на находящийся в границах товарищества земельный участок, предоставленный для ведения коллективного садоводства, становится членом товарищества со дня государственной регистрации этого права. Лицо, которое приобрело в товариществе садовый домик, хозяйственные строения и сооружения, расположенные на земельном участке, находящемся на праве пожизненного наследуемого владения или аренды, становится членом товарищества со дня государственной регистрации права на этот земельный участок.  

 

При отказе наследников от вступления в состав членов товарищества путем подачи заявления в правление в порядке и в сроки, установленные уставом товарищества, они обязаны в течение одного года со дня государственной регистрации права на земельный участок, находящийся в границах товарищества, произвести отчуждение этого земельного участка, а также распорядиться расположенными на нем садовым домиком, хозяйственными строениями и сооружениями.  

 Земельные участки общего пользования товарищества осваиваются за счет средств товарищества, а земельные участки, предоставленные для ведения коллективного садоводства членам товарищества и находящиеся в границах товарищества, осваиваются за счет средств таких садоводов.  

 Освоение территории товарищества, возведение садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, создание объектов общего пользования товарищества может быть начато после установления в натуре (на местности) границ земельных участков общего пользования товарищества и земельных участков членов товарищества на основании проекта организации и застройки территории товарищества, утвержденного в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и получения товариществом и его членами документов, удостоверяющих их права на земельные участки.  

 В проект организации и застройки территории коллективного сада вносятся изменения при соответствующих новшествах в застройке территории товарищества с учетом законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.   

 В обязательном порядке требуется государственная регистрация создания земельных участков товарищества, членов товарищества, возникновения, перехода прав, ограничений (обременений) прав на эти земельные участки, а также создания капитальных строений (зданий, сооружений) на садовых участках и прав на них.  

 Важным документом садоводческого товарищества как юридического лица является его устав. В уставе садоводов закрепляются принципы организации и цели садоводческого товарищества, устанавливаются рамки его правоспособности. Содержание этой правоспособности конкретизировано в положениях устава, нормах гражданского, земельного, трудового,  административного  и   иного  законодательства.     

 Устав должен содержать:  

 наименование товарищества, в котором имеются слова "садоводческое товарищество";  

 место нахождения товарищества;  

 цели и предмет деятельности товарищества;  

  

 структуру, порядок избрания, состав и компетенцию органов управления товарищества, порядок прекращения их полномочий;  

 порядок формирования имущества товарищества и условия распоряжения им;  

 права и обязанности членов товарищества;  

 порядок вступления в состав членов товарищества, выхода и исключения из состава членов товарищества;  

 порядок и сроки подачи заявлений об отказе от вступления в состав членов товарищества;  

 порядок и сроки внесения взносов членами товарищества;  

 указание места хранения документов товарищества;  

 порядок реорганизации и ликвидации товарищества.  

 В уставе товарищества могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями создания и деятельности товарищества.  

 Кроме того, устав  садоводческого товарищества, по общему правилу, может содержать   положения,  устанавливающие организационную структуру товарищества, объем его правомочий   в   различных областях. Он имеет важное значение для урегулирования отношений между това­риществом и другими организациями, а также садоводами.  

 Важно подчеркнуть следующее. Товарищество может быть реорганизовано в соответствии с решением общего собрания в форме слияния с другим товариществом; присоединения к другому товариществу; присоединения к нему другого товарищества; выделения из товарищества одного или нескольких товариществ; разделения на два или более товарищества.  

 Товарищество не может быть реорганизовано в форме преобразования (п. 57 Положения о садоводческом товариществе).  

 В последнее время наметилась тенденция по слиянию садоводческих товариществ. Если создается объединенный садоводческий коллектив, его устав в обязательном порядке должен быть направлен для регистрации. Если требуется внести изменения или дополнить устав, то для этого необходимо выполнить требования законодательства (провести общее собрание членов товарищества для рассмотрения изменений и дополнений, а затем — зарегистрировать в соответствующем исполкоме).  

 Товарищество может быть реорганизовано в соответствии с решением общего собрания в форме слияния с другим товариществом; присоединения к другому товариществу; присоединения к нему другого товарищества; выделения из товарищества одного или нескольких товариществ; разделения на два или более товарищества.  

 Товарищество не может быть реорганизовано в форме преобразования (п. 57 Положения о садоводческом товариществе).  

 

 Регистрацией устава завершается большая работа по созданию товарищества садоводов. С этого момента, во-первых, садоводческое товарищество приобретает права юридического лица; во-вторых, учреждающие товарищество граждане считаются   полноправными членами товарищества; в-третьих, регистрацией устава подтверждается законность его образования.  

 Устав конкретного садоводческого товарищества разрабатывается на основе Положения о садоводческом товариществе, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь № 50 и должен соответствовать его установлениям. Причем, уставы садоводческих товариществ могут полностью воспроизводить нормы данного нормативного правового акта,  отдельные его  положения — развивать и  конкретизировать,  в других же случаях — содержать  и  положения, разрешающие вопросы, относящиеся к ведению самого товарищества.  При  всех ситуациях  нормы  устава, детализируя и конкретизируя установления Положения,  не должны ему про­тиворечить. Причем, если одни из норм Положения могут быть изменены, то другие изменить нельзя. Так, уставом садоводческого товарищества  могут устанавливаться  конкретная  сумма вступительного взноса, размеры земельных участков индивидуального  владения.   Но   не   могут  быть  изменены  положения   законодательства,    относящиеся    к   строительству    на садовых участках, другие нормы, определяющие принципиальные основы организации и деятельности садоводческого коллектива.  

  

 Кроме устава, товариществом принимаются правила внутреннего распорядка, которые разрабатываются в соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка садоводческого товарищества.  

 Будучи юридически лицом, садоводческое товарищество может иметь в собственности имущество, состоящее из объектов общего пользования товарищества и его денежных средств. Источниками формирования имущественной базы товарищества являются взносы учредителей, членов товарищества; доходы, полученные товариществом в результате предпринимательской деятельности; а также иные источники, не запрещенные законодательством.  

 Для обеспечения деятельности товарищества учредители, члены товарищества вносят паевые, членские, целевые и дополнительные взносы. Паевые взносы используются на возмещение организационных расходов, оформление документов, связанных с созданием товарищества, и приобретение (создание) объектов общего пользования товарищества Членские взносы предназначены для целей, связанных с осуществлением деятельности товарищества, в том числе оплатой труда штатных работников товарищества, выплату вознаграждения членам правления и членам ревизионной комиссии, счетной комиссии. Целевые взнося в силу своего наименования должны расходоваться на специальные цели, которые определяет общее собрание (собрание уполномоченных). Это – реализация ежегодных планов агротехнических мероприятий и ремонтно-хозяйственных работ, создание и капитальный ремонт объектов общего пользования, а также при необходимости финансирование других мероприятий, утвержденных общим собранием (собранием уполномоченных). Дополнительные денежные средства, расходуются на покрытие убытков товарищества.  

 Как юридическое лицо, отнесенное к числу некоммерческих организаций товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности товарищества. Доходы и прибыль, полученные товариществом в результате такой деятельности, не могут распределяться между его членами и используются на осуществление текущей деятельности (для создания объектов общего пользования и улучше